Когда-то в мире не было ни вертушек, ни пультов, ни аудиосистем. В клубы ходили богатые мужчины со своими роскошными женщинами. Естественно, такие места были закрыты для обычного посетителя. Но примерно сто лет назад ситуация круто изменилась. Благодаря стремительному развитию танцплощадок, клубы начали становиться доступнее для молодежи. И появились первые ди-джеи. Обо всех секретах своей работы рассказали известные казанские ди-джеи - Dj Din, Dj Asstr.. и Dj Memphis (PCP).
- Слух, психологическое понимание зала и умение подбирать треки - это три составляющие профессионализма ди-джея, - рассказывает Dj Din. - Случается иногда так называемый «ступор народа». Играет модная музыка, а людям на танцполе она совсем не нравится. Новичок будет штамповать новые модные треки, а профессионал найдет, что поставить, дабы разгрузить обстановку, потому что клубная музыка тоже имеет свои стадии. Вначале надо играть что-то легкое, потом что-то развлекающее, более-менее жесткое. В то же время все это нужно грамотно смешивать и создавать подходящее настроение, нужно уметь угадывать настроение публики.
- А почему ты решил стать ди-джеем?
- В детстве я окончил музыкальную школу по классу баяна, год проучился на синтезаторе. В старших классах я, ничего не понимающий в компьютерах, начал делать электронную музыку. Ди-джеем же я стал всего полгода назад. Первое мое выступление было на вечеринке в «Желтой кофте», куда меня пригласил организатор, мой близкий друг. Первое выступление для меня было вдохновляющим. Безусловно, было страшно, сложно играть, потому что впервые публика танцевала под мою музыку.
- Динар, ты учишься в АГМУ при Президенте РТ. Легко ли совмещать работу с учебой?- Учебе это не мешает. В будущем я вижу себя работающим по специальности. Но на данном этапе, когда есть энергия, амбиции, привлекает диджеинг. Сейчас у нас в Казани клубная культура только на стадии развития. Также чувствуется дефицит качественных ди-джеев. Пока я как начинающий преодолеваю барьер новичка. В будущем, думаю, с музыкой не попрощаюсь, буду играть еще долго.
- У тебя есть кумиры?
- Я большой поклонник АТВ, даже был у него на концерте. Если честно, мне концерт не понравился, но, тем не менее, все равно видно, что у человека за спиной большой опыт, техника на высоком уровне, любовь публики. И для меня это тоже явилось вдохновляющим фактором - когда смотришь на человека такого уровня, тоже хочется к этому стремиться. Еще мне нравятся Armin Van Buuren, Paul Van Dyk, Ferry Corsten, Paul Oakenfold.
- Ты пишешь музыку?
- Да, но обычно ди-джеи начинают карьеру не со своей музыки, так как это заранее проигрышный вариант. Свою музыку я выкладываю в интернете, записываю ее для очень узкого круга друзей.
- Из твоей машины, наверное, слышатся мелодии, которые ты написал сам?
- Есть такое, потому что ты делаешь то, что хочешь услышать. Своя музыка - это то же самое, что построить дом и жить в нем. Чужой дом может быть краше и богаче, но свой - это свой дом, и он сделан так, как тебе нравится. Поэтому тебе приятно в нем жить.
- Каких успехов ты достиг на сегодняшний день?
- Единственный мой успех - неоднократное выступление в пяти клубах. И сейчас являюсь резидентом Арт-клуба. Это больше стриптиз-клуб, не совсем молодежный. Но я счастливый человек, каждый день вижу голых девушек (смеется).
- А девушка твоя как на это реагирует?
- Она только радуется. Мне даже завидуют, наверное, не каждому дано бесплатно каждый день видеть обнаженных девушек и за это деньги получать.
- Вижу, что большое внимание уделяешь своему внешнему виду…
- Для меня это не имеет принципиального значения. Есть набор футболок, которые сочетаются с тематикой музыки. Но специально одежду не выбираю. Все зависит от стиля. На мировой арене есть ди-джеи Daft Punk. Они выступают в шлемах, блестящих костюмах - электрожесткий стиль. Очень красиво. Для ди-джея самое главное - это атмосфера. И тут любые методы хороши, начиная от одежды и заканчивая тем, что ты играешь.
Беседуем с обычными студентами Казанского государственного энергетического университета, которые с наступлением ночи превращаются в работников клубной индустрии - это ди-джеи Asstr.. и Memphis (PCP).
- В плане диджеинга мы - свободные агенты. Куда сумеем пробиться, там и играем. В наше время сложно куда-либо попасть в качестве резидента, особенно начинающим. В этом деле многое зависит от того, насколько твое имя раскручено.
- А вы сами покупали оборудование?
- Нет. Чтобы начать свои первые шаги по сведению музыки, не обязательно иметь собственное профессиональное оборудование. Обучение диджеингу занимает отнюдь не месяц. Можно взять оборудование на сутки и, не в совершенстве конечно, но научиться сводить треки. А покупка оборудования - это дорогое удовольствие. Если взять новую технику, пригодную лишь для домашних условий, то она выйдет тысяч в пятьдесят. Не каждому по карману. Поэтому мы берем оборудование в аренду, либо ищем возможности поиграть в клубах. Самый простой способ - виртуальный, с помощью обычной компьютерной программы.
- Вы ходите по клубам и предлагаете свои услуги?
- Звоним, договариваемся о прослушивании, приносим свои промо-миксы, они прослушивают, и, если им нравится, приглашают выступить. Чаще всего молодые ди-джеи работают за доброе «спасибо», потому что, если ты не раскручен, то заработать на этом довольно сложно. Казань - слишком маленький город для такого количества людей, которые называют себя ди-джеями. Кто такой ди-джей? Человек, который скачал музыку из интернета и преподнес ее по-своему, короче, сделал подборку. Есть другая категория - ди-джеи, которые пишут музыку сами, но таких, наверное, около 3 процентов из 100.
- А к какой категории относитесь вы?
- Я - к основной массе, - говорит Тимур Asstr.. - У меня не хватает терпения сочинять музыку самому, потому что это, прежде всего, требует усидчивости. Dj Memphis относится к тем самым 3 процентам, которые сами пишут музыку.
- Какое основное оборудование необходимо ди-джею?
- Две деки, один микшер и один монитор. Монитор в данном случае - это колонка, которая стоит непосредственно рядом с ди-джеем и воспроизводит звук. Это основное, если брать по минимуму.
- А можно поподробнее?
- Две деки - это устройства, в которые вставляются компакт-диски, - пояснил Dj Asstr.. - Микшер - устройство, которое работает с каналами. В самом простом микшере два канала. И тут напрашивается вопрос: почему ди-джей стоит в наушниках? Не для того, чтобы не слышать происходящее снаружи, а для того, чтобы поймать скорость трека, который будет играть следующим. Музыка должна звучать «бит в бит», иначе будет то, что ди-джеи называют «кони» - это когда ритм сбивается на «тыгдыг, тыгдыг, тыгдыг». Все должно быть ровно. Есть еще эффекты, которые накладываются для красоты.
- Случались ли с вами какие-нибудь интересные случаи, связанные с диджеингом?
- Я четыре месяца провел в Америке, колеся по местным клубам, - рассказывает Dj Asstr.. - Интересно было следить за реакцией людей, когда я ставил «наши» треки, наблюдать, как они принимают российскую музыку. Например, Moscow never sleeps.
- И как они ее восприняли?
- Просто «на ура»!
- Так кому все-таки, по вашему мнению, легче устроиться в сфере диджеинга? Тому, кто пишет музыку сам, или тому, кто ее правильно преподносит?
- Людям, которые пишут сами, было бы легче, если бы мир был честным. А сейчас все в большей степени зависит от «пиара».
Материалы полосы
Алины ЕРШОВОЙ,
Елены ЯКОВЛЕВОЙ
Фото из личного архива ди-джеев