Во все времена истинная культура человека определялась отношением к религии. Чем образованнее человек, тем он религиознее.
Сегодня начался девятый месяц мусульманского лунного календаря – Рамазан – один из 4 священных месяцев. Это месяц поста или Уразы, а точнее, ас-Саум. Пост – один из 5 обязательных столпов Ислама. «Предписан Вам пост так же, как он предписан тем, кто был до Вас», - говорится в суре «Аль-Бакара» священного Корана. Таким образом, пост был известен арабам еще до возникновения Ислама и соблюдался не только из-за нехватки продуктов, а имел определенный религиозный смысл. Не исключено, что арабы знали и о целебных свойствах голода, так как все народы тысячелетиями копили знания о человеческом организме, воздействии на него отдельных явлений, в том числе и воздержании от пищи. Об этом свидетельствует наличие поста во всех религиях. Установлен он Пророком Мухаммедом в 624 году и восходит к доисламской практике благочестивого уединения. Ураза заключается в полном воздержании в светлое время суток от приема пищи, питья, вдыхания табачного дыма, употребления алкоголя, исполнения супружеских обязанностей, т.е. от всего, что отвлекает от благочестия. Мусульмане обязаны держать Уразу, чтобы быть ближе к Богу, чтобы познать себя. Познав себя – познаем других, будем милосерднее к окружающим. Кто познает себя, тот познает Господа своего. И может статься, что все или многие наши неурядицы сегодня в политике, экономике, социальной и духовной жизни от того, что за поисками чего-то отдаленного забыли главное, ради кого искали – Человека. С заходом солнца, с наступлением темноты запреты снимаются, однако не рекомендуется предаваться излишествам, а проводить время в размышлениях, беседах, чтении, совершать богоугодные дела, улаживать ссоры, раздавать милостыню (закат, садака) и т.п. В Рамазан не должно быть места взаимным упрекам и недоброжелательству, последователи Аллаха обязаны прийти на помощь бедным и обездоленным, не жалеть средств на их поддержку. Пост учит бережливости, пониманию состояния тех, кто постоянно недоедает, испытывает чувство голода, терпит материальные и духовные лишения. В месяц поста состояние всех мусульман, независимо от их материального положения, становится равным, что должно способствовать формированию чувства единства и общности. Таким образом, пост является эффективным средством воспитания у верующих идей равенства и братства, дружбы и взаимопомощи.
Месяц Рамазан напоминает нам о скоротечности земной жизни, о том, что наступит день, когда нам придется отвечать за свои поступки. «И год будет равен месяцу, месяц – неделе, неделя – дню, день – часу!» Ислам – это не просто религия, а образ жизни. Он никогда не был идеологией застоя, а всегда был религией мысли, идеи, развития и познания. Пост в Уразу способствует искуплению грехов, совершенных в течение года. Рамазан – это месяц самоотчета, месяц, когда мы вновь и вновь должны как бы прожить свою жизнь, посмотреть глазами постороннего на свои поступки, мысленно предстать перед Господом и попытаться ответить на вопрос : так ли я живу, то ли я делаю, не трачу ли я впустую бесценные дни, отпущенные мне в земной жизни ? Рамазан способствует нашему очищению тому, что мы должны стать лучше, добрее, внимательнее к людям (Кто любит людей, тот дольше живет). И только совесть самого человека (иман) является мерой его благочестия и греховности, так что он никогда не ведает, какие грехи ему отпущены, а какие нет. Это выяснится только в Судный день.
Пост обязателен для всех мусульман старше 12 лет за исключением тех, кто не может соблюдать его по каким- либо уважительным причинам (болезнь, беременность, глубокая старость…) Освобожденные от поста по временным обстоятельствам должны выдержать его в другое удобное время и возместить потерянные дни после окончания Рамазана. Соблюдение 30 –дневного поста связано с упоминанием в Коране о том, что именно в этот месяц Аллах через архангела Джабраила ниспослал Пророку Мухаммеду в виде откровения Коран. Трудно переоценить значение этого месяца для здоровья человека. Сегодня научно доказано, что одно дело принимать пищу при солнечном свете и совсем другое – при лунном; вспомним морские приливы и отливы. Голодая, перестраиваясь, человеческий организм очищается от лишнего веса, недоокисленных продуктов обмена, лекарств, желчи, соли, всех вредных веществ. Нормализуется дыхание. Следует учесть также, что по мусульманскому лунному календарю (Хиджре) этот священный месяц приходит ежегодно на 10 – 12 дней вперед. Таким образом, за весь 33-летний цикл мусульманин проходит через все климатические и часовые пояса – от летнего до зимнего солнцестояний. И если зимой требуется на воздержание чуть более 7 часов, то знойным летом до 17,5! Воистину: «Из всех побед самая великая - над собой. Хочешь быть непобедимым – победи себя!» Успешно пройдя все этапы этого периода, верующий получает в результате как подарок за выдержку и терпение целый год полного голодания для отдыха и перестройки всего организма. Лечение голодом взято ныне на вооружение всей прогрессивной мировой медициной. Греческие философы Сократ и Платон систематически голодали, считая, что это помогает достичь ясности ума, ибо сытое брюхо – к науке глухо! Между прочим, люди племени хунза на севере Индии ежегодно голодают по 2 месяца и живут при этом от 100 до 120 лет. «То, что не вылечит голод, не вылечит ничто другое» - эти слова швейцарского врача Бертоли не раз были подтверждены практикой. Мы ведь с Вами ходим по зараженной земле, дышим загазованным воздухом, пьем отвратительную, если не сказать отравленную воду. Нас поливают радиоактивные дожди, дымит Чернобыль… Голодание – единственный способ дать организму передышку, очиститься от шлаков. Это, действительно, как капитальный ремонт, необходимый каждому человеку. К всеобщему сожалению, известный с древних времен метод так и не нашел в нашей стране широкого применения. На это ведь не просто решиться. Куда проще наглотаться таблеток - одна лечит, другая калечит! Увы, к пониманию значения Уразы заболевшие люди приходят лишь после того, как перепробуют все медикаментозные средства, пройдут по кругу от одного врача к другому. Опыт столетий показывает, что именно Ураза самый эффективный метод лечения, к примеру, аллергии. Представьте, рассыпается даже камень в желчном пузыре, исчезают мигрени и остеохондрозы, тяжелейшие болезни Бехтерева и бронхиальная астма. Не только улучшаются, а и восстанавливаются зрение и слух. С помощью поста можно не только стимулировать иммунную систему, повысить механизм защиты, но и задержать процесс старения. При этом улучшается цвет кожи, особенно лица, исчезают пигментные пятна, разглаживаются морщины, улучшается память.
«Как избавиться от табакокурения?», «Лечение алкоголизма», «Кодирование от ожирения» - подобная «брехлама» у всех на слуху, а панацея от этих бед в Уразе. Вот почему именно этот столп Ислама привлекал даже таких личностей, как балетмейстер мирового класса Морис Бежар, звезда мировой эстрады Майкл Джексон. Последний, кстати, в 1994 году приняв Ислам, выделил 40 миллионов долларов из своих гонораров на строительство мечети в Чикаго. « Ничто так основательно не укрепляет силу воли, характер человека, формирует личность, как мусульманский пост». Немало подобных мудрых мыслей по этому поводу высказано в известной книге Поля Брегга «Чудо голодания». «Человек погибает не от голода, а от страха перед ним» (впрочем, и тонет тоже!)
Аллах создал 3 вида живых существ: ангелов, животных и людей. Первых он наделил только разумом, и потому они не могут грешить, творить зло, вторым дал только желание, страсть. А людей он наделил и тем, и другим и возвеличил Человека над всеми существами, дал людям возможность выбирать между добром и злом, грехом и благодеянием. Как удержаться от соблазнов в этой жизни, как обуздать свои желания? Вот здесь–то пост и является лучшим средством для победы над страстями, порожденными животным (нафс) началом в человеке. Во время поста верующий, концентрируя волевые усилия, освобождается от инстинктивных пороков и совершенствует в себе человеческое духовное начало (кальб), ибо, соблюдая воздержание, человеческая натура облагораживается. Не могу не выразить восхищения пожилыми людьми, которых встречаю в мечети после поста. Грех сравнивать их с «молодыми людьми», у которых в одной руке бутылка, в другой – сигарета. Воистину, хороший петух жирным не бывает! Лишняя пища пожирает того, кто ее съел. Кстати, курящего от некурящего в жизни легко определить даже по походке. Курящий «ползет», а некурящий – «парит», так легка его поступь. Права народная мудрость : «Курящий табак сам себе враг и страшнее собак!» Дети курящих – резерв наркоманов, что по законам самой природы. «Родит не та, что женщиной зовется. Родит мужчина! Женщине дано вскормить зерно, которое дается» (Эсхил, «Орестея»). Бесспорно также, что каждый может жить столько, сколько захочет. Вопрос лишь в малом: к а к жить? Судьба – суд Божий!
Существуют и специальные правила приема пищи в этот месяц, исключающие всяческие излишества. С наступлением вечера, сразу после заката, постящийся принимает легкую пищу, за 2 часа перед зарей (сяхар) более плотную еду. На вечерний обряд разговения приглашают гостей, родственников, близких, друзей или соседей. Такое угощение считается богоугодным делом и служит прощением грехов. Желательно, чтобы среди присутствующих был человек, знающий Коран или хотя бы основные молитвы. Обычно это бывает мулла. Во время такого ужина читают суры Корана, рассказывают о деяниях Аллаха и его пророков. Не возбраняются и светские разговоры.
Пища должна быть вкусной и разнообразной, калорийной и насыщенной витаминами. Красиво накрытый стол, изящная посуда, аромат горячих блюд и яркие краски сочных фруктов и восточных сладостей придают общей трапезе особую радость. Колорит восточного стола никого не оставляет равнодушным. Мусульмане разных стран мира и различных регионов нашей страны имеют собственную традиционную кулинарию, зависящую от образа жизни, климатических условий и, соответственно, наличия тех или иных продуктов. Но во всех кулинарных рецептах исламского мира строго соблюдается одно правило – не употреблять в пищу запрещенные Исламом продукты. Шариат (мусульманский свод норм и правил, регулирующих все стороны жизни верующих) выделяет продукты категорически запрещенные для употребления, а также те, употребление которых одобряется, не одобряется или вовсе порицается. Так, употреблять мясо сокола или удода запрещено, а мясо журавля нет. Можно употреблять мясо чешуйчатых пород рыб, но порицается есть рыбу тех пород, которые лишены чешуи. Многие шииты не едят икру осетровых рыб. Не рекомендуется есть сырой чеснок или лук. Лучшие продукты – это мед и молоко.
Из мяса съедобных животных Шариат запрещает употреблять в пищу кровь, половые органы, щитовидные железы, гланды, спинной мозг, желчный и мочевой пузыри, селезенку. Считается, что самое лучшее мясо находится на спине животного. Арабы и персы почти не едят конины и не пьют кумыс, тогда как среди татар, казахов, узбеков, киргизов, монголов, уйгуров конина и кумыс имеют широкое распространение.
Величайшим грехом считается употребление свинины, как мяса «нечистого» животного. Однако, если мусульманин голодает, кроме свинины питаться больше нечем, он вправе употреблять ее чтобы не погибнуть.
Не менее великим грехом считается также употребление алкогольных и других опьяняющих напитков, кулинарных изделий, приготовленных с добавлением спирта или вина. Одно из изречений Мухаммеда гласит: «Вино является явным корнем и источником грехов, и кто выпил вино, теряет рассудок. Он не знает Бога. Не свободен от грехов, никого не уважает, не признает прав родных и близких, не отворачивается от явно дурных поступков. Его тело покидает дух веры и благочестия, остается в нем дух мерзости и порочности, который далек от милости Бога. Его будут проклинать Бог, ангелы, пророки и правоверные. 40 дней его молитва не будет принята. В Судный день лицо его будет черным, язык будет свисать изо рта, слюна стекать на его грудь, от жажды поднимется вопль из его груди». Кстати, запрет на употребление алкоголя встречается и в Коране (Сура 4, аят 46). Существуют подобно другим религиям, собственные нормы в области правил и ритуалов во время принятия пищи. До и после трапезы обязательны определенные молитвы. После еды нельзя сразу же ложиться спать, но хорошо полежать на спине, закинув правую ногу на левую. Рекомендуется пить воду в охотку, мелкими глотками, аккуратно всасывая ее. Грешно пить из горлышка бутылки, кувшина или другого сосуда. Не положено всасывать ртом из реки, ручья или источника. Воду для питья необходимо зачерпнуть ладонями, не рекомендуется пить воду стоя или лежа, после жирной пищи. На горячий чай лучше не дуть, а подождать, пока остынет. Чтобы напиток быстрее остывал, емкость обычно не наполняют доверху. Нельзя пить и есть из золотой или серебряной посуды. Порицается ждать чего-либо после того, как подали хлеб. Как только лепешки или лаваш очутились на столе, их начинают не спеша есть, не дожидаясь горячего. Это связано с тем, что у мусульман хлеб считается священным, и во время обеда его подают в первую очередь. Если кусок хлеба упал на землю, топтать его грех! Необходимо поднять его и положить в такое место, где бы он стал пищей для птиц и животных. Завершится пост (это нелегкое испытание) 20 сентября праздником разговения – ид-аль-Фитр - Ураза-Байрамом. 30-дневное воздержание окупается радостью и весельем, сознанием исполненного долга. В этот день с раннего утра перед началом праздника и посещения мечети нуждающимся и сиротам раздают особую милостыню – аль-Фитр. Ее следует давать от каждого члена семьи. Жертвуют деньги на нужды мечети, мусульманских общин, благоустройства кладбищ : Мертвые не исчезают, лишь рядом быть перестают. Они дома – мы в гостях! Ураза-Байрам – праздник семейный. Все домочадцы, родственники стараются собраться вместе, никуда не отлучаться, поскольку считается, что души умерших в этот день возвращаются к родным очагам, к своим близким. В этот день дарят подарки, соседи угощают друг друга. С утра, перед посещением праздничной молитвы мусульмане совершают обряды очищения (тахарат). Это не только санитарно-гигиеническая чистота и внешняя опрятность, но и чистота внутреннего мира, помыслов в религиозно- этическом смысле. Надевают чистые, нарядные одежды. В мечетях служат торжественную службу.
Обязательно в этот день нужно помянуть всех умерших родственников, сходить на их могилы, прочитать молитвы. «Чти живых, помни могилы родных!» Семьи умерших за последний год устраивают в этот день поминовения их душ, с приглашением родственников, близких, соседей и муллы.
Уразу – Байрам называют еще малым праздником в противоположность большому – Курбан-Байраму – празднику Жертвоприношения, который отмечается через 70 дней после окончания Уразы. В этом году это произойдет 27 ноября и продлится 3 дня. P.S. Все основополагающие цитаты в материале из Хадисов о Пророке Мухаммеде.
|