Мы живем странной жизнью: жестокой и дерганной, полной странных и
трагических стечений обстоятельств, но в ней находится место любви и
дружбе, и, самое главное, она продолжается. Люди уходят, но начинают
жить их дети. «Минем заманам» - такого явления еще не было в татарской
культуре. Впервые снята драма о жизни современных молодых горожан,
жителей Казани.
Авторами сценария выступили молодые талантливые музыканты, режиссер
картины Дамир Барышев. Автор клипов татарских эстрадных артистов новой
формации впервые выступил в роли режиссера полнометражной картины.
- Дамир, название фильма «Минем заманам» переводится с татарского языка на русский как «Мое время»?
- Дословный перевод такой, но значение иное – «Мое всё». В это понятие
входит не только окружающая среда, но и вся вселенная с Луной и
звездами. Мое всё здесь и сейчас. В русском языке нет такого слова.
Пожалуй, правильнее было бы сказать «Моя эпоха», но это все равно не
точный перевод.
- Традиционный вопрос: как родилась идея?
- Идея родилась у молодых людей Эбри Хэбриева, Фарида Галеева и Алмаза Курбанова
(одно из творческих имен – Шакур – прим. Т.Р.).
Кажется, они где-то веселились и решили придумать сюжет. Написали
сценарий молодежного боевика, который показали руководству продюсерского
центра «Барс Медиа». Когда этот сценарий попал ко мне, и я его
прочитал, то сказал, что возьмусь за него.
Началу работы над фильмом помешал кризис 2008 года, а в 2009 году мы с
исполнителями главных ролей Ляйсан Нуруллиной и Эбри Хэбриевым сели
переделывать сценарий. Он умещался на двух листах, этот «скелет» мы
наращивали «мясом». Проблема была в том, что я плохо говорю по-татарски и
не думаю на этом языке. Я придумывал текст, а Ляйсан с Эбри,
краснодипломники, выпускники специализированных татарских учебных
заведений, отчаянно спорили, как его перевести на татарский, сохранив
смысл.
Поскольку мы работали в посткризисный год, я отдавал себе отчет, что мы
снимаем малобюджетное кино. Я занимаюсь еще и клипами, и могу
сравнивать: бюджет фильма «Минем заманам» сравним со стоимостью
нескольких клипов, которые длятся две-три минуты. Продолжительность
фильма – 65 минут. В общем, это был эксперимент для всей команды:
съемочной группы, меня, как режиссера, актеров и компании, которая
выделила нам деньги.
- Расскажите подробнее о музыке, которая звучит в фильме! Ведь
авторами сценария выступили молодые татарские исполнители, они же
сыграли главные роли.
- Там звучит не совсем обычная татарская музыка в обычном ее восприятии.
Там нет того, что мы называем «колхозом». Три песни были написаны
специально для этого фильма. Одну песню я долго добивался от Аделя
Хамзина, потом его в процессе работы «стукнуло», когда уже шла озвучка,
он вдруг принес мне запись. Я сразу дал добро, и они с Шакуром записали
трек.
Эбри Хэбриев – наш главный герой – в течение двух лет очень хотел
сочинить песню для этого фильма. В итоге, когда фильм уже был готов к
выпуску, он разродился хорошей песней. В итоге, нам пришлось включить в
фильм в качестве саунд-трека «минусовку».
- С какими трудностями пришлось столкнуться в процессе съемок?
- Поскольку у нас был очень плотный график, исполнителям главных ролей
было трудно переключиться с одной сцены на другую. Например, мы снимали
подряд две совершенно разные сцены с Эбри Хэбриевым – романтичную и
очень жесткую, где он находится в состоянии наркотического опьянения. По
монтажу свидание шло раньше, а снимали мы в обратном порядке – сначала
тяжелую сцену. И тут во время репетиции я понял, Эбри не вошел в роль
влюбленного, он все еще играет наркотический дурман! Час-полтора нам
пришлось выводить его из этого образа.
Практически все сцены мы репетировали. И благодаря этому, на съемки
много времени тратить не приходилось. Мы уложились в 25 съемочных дней: с
середины августа до середины сентября. Потом были досъемки в течение
года, в общем, всего мы работали 30 съемочных дней. Иногда, что в
процессе работы мы понимали, что некоторые роли у нас плохо прописаны, и
разложив сценарий на коленках, мы начинали вносить дополнения.
Я считаю, что ребята отработали на 100%! Я постоянно говорил им, что
люблю их. Причем, профессиональными актерами можно назвать только двух
человек – Ляйсан Нуруллину, закончившую театральное училище, и Алмаза
Гильмутдинова, который работает в татарском ТЮЗе. Эбри и Айрат Ильясов –
артисты эстрады. Я считаю, что в фильме множество моих недоработок и
других недостатков, но к работе ребят придраться нельзя.
- Попробовав свои силы в работе над фильмом, наверное, хочется продолжать развиваться в этом направлении?
- Когда съемки были закончены, фильм издали, прошла презентация,
возникло ощущение пустоты. Бывает же – готовишься к сессии, думаешь, вот
он – мой Рубикон, моя вершина! А потом будет счастье! И вот вершина
покорена, Рубикон перейден – а счастья нет…
Когда работали над фильмом, мы называли себя психами! Настолько мы были
поглощены работой. После съемок я шел домой, а ребята ехали на ночные
киносеансы. Они шли в кино, не как обычные зрители, а как киношники.
Наутро они рассказывали мне, что они видели и какие приемы можно
использовать и нам. Я не могу сказать, что это МОЙ фильм, «Минем
заманам» - это большая командная работа. Мы горели. Мы были психами. Мы
называли друг друга МЗмовцы, МЗшники. Мы заражали других людей. И они
старались нам помочь, совершенно бескорыстно.
А сейчас, когда фильм вышел, этот драйв ушел…Но мы сделали то, чего
никогда не было в татарской национальной культуре! Мое мнение, мы сумели
воплотить в жизнь процентов 90 из задуманного, даже если судить по
количеству дублей, не вошедших в фильм. Я планировал сделать из
отснятого материала пару клипов. В итоге, был смонтирован только один
клип «Минем заманым», а нужно сделать клипы еще на две песни, но видео
уже нет. Я думаю, мы хорошо поработали.
- «Минем заманам» - это молодежная драма или все-таки боевик?
- В жанре боевика у нас снят клип к фильму. Экшн в картине длиться
только три с половиной минуты, да и то в самом финале. «Минем заманам» -
это драма. В процессе работы фильм начал жить своей жизнью. Снимая
каждую сцену, мы задавали себе вопрос – зачем мы это делаем? Ведь если
этим вопросом не задаваться, то получится фигня, грубо говоря. Возможно,
мы ответили неправильно. Но вопрос остался в фильме, и зрители,
возможно, найдут свои собственные ответы.
Финальной сцены изначально не было в сценарии. Но в процессе работы
мальчики и девочки успели повзрослеть. 24-25 лет это переходный возраст,
когда мальчики и девочки, вчерашние студенты, становятся взрослыми
мужиками и женщинами. Будучи на год младше, актеры были бы против такого
завершения фильма, но, став старше, они поняли такой финал – необходим.
Вообще, «Минем заманам» четко ориентирован на молодежную аудиторию от 14
до 27 лет: когда есть время смотреть кино и что-то обдумывать, после 27
лет думать уже поздно, нужно действовать.
- Дамир, как вы считаете, жанр молодежной драмы – востребован и имеет право на жизнь в татарском кинематографе?
- Когда я учился в школе – с 1980 по 1990 годы, уроки татарского языка
были факультативом. Их посещали только татары, в том время когда
остальные ребята уже шли домой или гоняли в футбол в школьном дворе.
Многие мои одноклассники-татары не ходили на эти уроки, быть татарином
было – стремно. Когда кто-то говорил на улице по-татарски, на него все
оборачивались: колхозник приехал!
Остатки этих стереотипов сохранились до сих пор. Когда мы обратились за
помощью к каскадерам, они удивились: татарское кино, а как же «ручейки,
березки»? Мы сказали, что уже такого не делаем. Хотя это направление в
творчестве некоторых татарских артистов сохранилось и сейчас, к
сожалению.
Сейчас повзрослело новое поколение татар, дети тех людей, которые
переехали в города из деревень. Эти городские молодые люди думают и
говорят на очень хорошем татарском языке. Но им неинтересны песни про
«чишмя» и «сандугач», они слушают качественную современную западную,
российскую и татарскую музыку. Примером может служить творчество
Ильназа Сафиуллина, который написал большую часть музыки к нашему
фильму. Или творчество Алмаза Курбанова.
Именно таким людям будет интересен фильм «Минем заманам»: молодым,
активным городским юношам и девушкам. Такова была принципиальная позиция
нашей команды.
- Попробовав себя в качестве режиссера полнометражной картины,
вам, наверное, сейчас хочется решать еще более сложные творческие
задачи?
- Я сейчас чувствую примерно то же самое, что чувствует альпинист,
покоривший горную вершину. Когда подъем завершен, флаг закреплен,
возникает вопрос – что делать дальше? Сейчас я «сижу на вершине
Эльбруса» (возьмем гору пониже!), мне предстоит спуститься вниз и
осмотреться, поискать новую вершину – пусть это будет «пик Коммунизма»!
Но сейчас я все еще пока нахожусь на своем Эльбрусе. Тем более, что мне
нужно сделать «постскриптумы» к фильму: смонтировать клип на очень
хорошую песню. В нем мы расскажем подробнее истории второстепенных
героев, чьи образы не раскрыты в фильме. Возможно, эта работа и послужит
для меня «спуском на равнину с высоты».
Источник:
Казань 24