Мы живем странной жизнью: жестокой и дерганной, полной странных и
 трагических стечений обстоятельств, но в ней находится место любви и 
дружбе, и, самое главное, она продолжается. Люди уходят, но начинают 
жить их дети. «Минем заманам» - такого явления еще не было в татарской 
культуре. Впервые снята драма о жизни современных молодых горожан, 
жителей Казани. 
Авторами сценария выступили молодые талантливые музыканты, режиссер 
картины Дамир Барышев. Автор клипов татарских эстрадных артистов новой 
формации впервые выступил в роли режиссера полнометражной картины. 
- Дамир, название фильма «Минем заманам» переводится с татарского языка на русский как «Мое время»? 
- Дословный перевод такой, но значение иное – «Мое всё». В это понятие 
входит не только окружающая среда, но и вся вселенная с Луной и 
звездами. Мое всё здесь и сейчас. В русском языке нет такого слова. 
Пожалуй, правильнее было бы сказать «Моя эпоха», но это все равно не 
точный перевод. 
- Традиционный вопрос: как родилась идея? 
- Идея родилась у молодых людей Эбри Хэбриева, Фарида Галеева и Алмаза Курбанова 
(одно из творческих имен – Шакур – прим. Т.Р.).
 Кажется, они где-то веселились и решили придумать сюжет. Написали 
сценарий молодежного боевика, который показали руководству продюсерского
 центра «Барс Медиа». Когда этот сценарий попал ко мне, и я его 
прочитал, то сказал, что возьмусь за него. 
Началу работы над фильмом помешал кризис 2008 года, а в 2009 году мы с 
исполнителями главных ролей Ляйсан Нуруллиной и Эбри Хэбриевым сели 
переделывать сценарий. Он умещался на двух листах, этот «скелет» мы 
наращивали «мясом». Проблема была в том, что я плохо говорю по-татарски и
 не думаю на этом языке. Я придумывал текст, а Ляйсан с Эбри, 
краснодипломники, выпускники специализированных татарских учебных 
заведений, отчаянно спорили, как его перевести на татарский, сохранив 
смысл. 
Поскольку мы работали в посткризисный год, я отдавал себе отчет, что мы 
снимаем малобюджетное кино. Я занимаюсь еще и клипами, и могу 
сравнивать: бюджет фильма «Минем заманам» сравним со стоимостью 
нескольких клипов, которые длятся две-три минуты. Продолжительность 
фильма – 65 минут. В общем, это был эксперимент для всей команды: 
съемочной группы, меня, как режиссера, актеров и компании, которая 
выделила нам деньги. 
- Расскажите подробнее о музыке, которая звучит в фильме! Ведь 
авторами сценария выступили молодые татарские исполнители, они же 
сыграли главные роли.
- Там звучит не совсем обычная татарская музыка в обычном ее восприятии.
 Там нет того, что мы называем «колхозом». Три песни были написаны 
специально для этого фильма. Одну песню я долго добивался от Аделя 
Хамзина, потом его в процессе работы «стукнуло», когда уже шла озвучка, 
он вдруг принес мне запись. Я сразу дал добро, и они с Шакуром записали 
трек. 
Эбри Хэбриев – наш главный герой – в течение двух лет очень хотел 
сочинить песню для этого фильма. В итоге, когда фильм уже был готов к 
выпуску, он разродился хорошей песней. В итоге, нам пришлось включить в 
фильм в качестве саунд-трека «минусовку». 
- С какими трудностями пришлось столкнуться в процессе съемок?
- Поскольку у нас был очень плотный график, исполнителям главных ролей 
было трудно переключиться с одной сцены на другую. Например, мы снимали 
подряд две совершенно разные сцены с Эбри Хэбриевым – романтичную и 
очень жесткую, где он находится в состоянии наркотического опьянения. По
 монтажу свидание шло раньше, а снимали мы в обратном порядке – сначала 
тяжелую сцену. И тут во время репетиции я понял, Эбри не вошел в роль 
влюбленного, он все еще играет наркотический дурман! Час-полтора нам 
пришлось выводить его из этого образа.
Практически все сцены мы репетировали. И благодаря этому, на съемки 
много времени тратить не приходилось. Мы уложились в 25 съемочных дней: с
 середины августа до середины сентября. Потом были досъемки в течение 
года, в общем, всего мы работали 30 съемочных дней. Иногда, что в 
процессе работы мы понимали, что некоторые роли у нас плохо прописаны, и
 разложив сценарий на коленках, мы начинали вносить дополнения. 
 
Я считаю, что ребята отработали на 100%! Я постоянно говорил им, что 
люблю их. Причем, профессиональными актерами можно назвать только двух 
человек – Ляйсан Нуруллину, закончившую театральное училище, и Алмаза 
Гильмутдинова, который работает в татарском ТЮЗе. Эбри и Айрат Ильясов –
 артисты эстрады. Я считаю, что в фильме множество моих недоработок и 
других недостатков, но к работе ребят придраться нельзя. 
- Попробовав свои силы в работе над фильмом, наверное, хочется продолжать развиваться в этом направлении?
- Когда съемки были закончены, фильм издали, прошла презентация, 
возникло ощущение пустоты. Бывает же – готовишься к сессии, думаешь, вот
 он – мой Рубикон, моя вершина! А потом будет счастье! И вот вершина 
покорена, Рубикон перейден – а счастья нет…
Когда работали над фильмом, мы называли себя психами! Настолько мы были 
поглощены работой. После съемок я шел домой, а ребята ехали на ночные 
киносеансы. Они шли в кино, не как обычные зрители, а как киношники. 
Наутро они рассказывали мне, что они видели и какие приемы можно 
использовать и нам. Я не могу сказать, что это МОЙ фильм, «Минем 
заманам» - это большая командная работа. Мы горели. Мы были психами. Мы 
называли друг друга МЗмовцы, МЗшники. Мы заражали других людей. И они 
старались нам помочь, совершенно бескорыстно. 
А сейчас, когда фильм вышел, этот драйв ушел…Но мы сделали то, чего 
никогда не было в татарской национальной культуре! Мое мнение, мы сумели
 воплотить в жизнь процентов 90 из задуманного, даже если судить по 
количеству дублей, не вошедших в фильм. Я планировал сделать из 
отснятого материала пару клипов. В итоге, был смонтирован только один 
клип «Минем заманым», а нужно сделать клипы еще на две песни, но видео 
уже нет. Я думаю, мы хорошо поработали.
- «Минем заманам» - это молодежная драма или все-таки боевик?
- В жанре боевика у нас снят клип к фильму. Экшн в картине длиться 
только три с половиной минуты, да и то в самом финале. «Минем заманам» -
 это драма. В процессе работы фильм начал жить своей жизнью. Снимая 
каждую сцену, мы задавали себе вопрос – зачем мы это делаем? Ведь если 
этим вопросом не задаваться, то получится фигня, грубо говоря. Возможно,
 мы ответили неправильно. Но вопрос остался в фильме, и зрители, 
возможно, найдут свои собственные ответы. 
Финальной сцены изначально не было в сценарии. Но в процессе работы 
мальчики и девочки успели повзрослеть. 24-25 лет это переходный возраст,
 когда мальчики и девочки, вчерашние студенты, становятся взрослыми 
мужиками и женщинами. Будучи на год младше, актеры были бы против такого
 завершения фильма, но, став старше, они поняли такой финал – необходим.
 
Вообще, «Минем заманам» четко ориентирован на молодежную аудиторию от 14
 до 27 лет: когда есть время смотреть кино и что-то обдумывать, после 27
 лет думать уже поздно, нужно действовать. 
 - Дамир, как вы считаете, жанр молодежной драмы – востребован и имеет право на жизнь в татарском кинематографе? 
- Когда я учился в школе – с 1980 по 1990 годы, уроки татарского языка 
были факультативом. Их посещали только татары, в том время когда 
остальные ребята уже шли домой или гоняли в футбол в школьном дворе. 
Многие мои одноклассники-татары не ходили на эти уроки, быть татарином 
было – стремно. Когда кто-то говорил на улице по-татарски, на него все 
оборачивались: колхозник приехал! 
Остатки этих стереотипов сохранились до сих пор. Когда мы обратились за 
помощью к каскадерам, они удивились: татарское кино, а как же «ручейки,
 березки»? Мы сказали, что уже такого не делаем. Хотя это направление в 
творчестве некоторых татарских артистов сохранилось и сейчас, к 
сожалению. 
Сейчас повзрослело новое поколение татар, дети тех людей, которые 
переехали в города из деревень. Эти городские молодые люди думают и 
говорят на очень хорошем татарском языке. Но им неинтересны песни про 
«чишмя» и «сандугач», они слушают качественную современную западную, 
российскую и татарскую музыку. Примером может служить творчество 
Ильназа Сафиуллина, который написал большую часть музыки к нашему 
фильму. Или творчество Алмаза Курбанова. 
Именно таким людям будет интересен фильм «Минем заманам»: молодым, 
активным городским юношам и девушкам. Такова была принципиальная позиция
 нашей команды. 
- Попробовав себя в качестве режиссера полнометражной картины, 
вам, наверное, сейчас хочется решать еще более сложные творческие 
задачи? 
- Я сейчас чувствую примерно то же самое, что чувствует альпинист, 
покоривший горную вершину. Когда подъем завершен, флаг закреплен, 
возникает вопрос – что делать дальше? Сейчас я «сижу на вершине 
Эльбруса» (возьмем гору пониже!), мне предстоит спуститься вниз и 
осмотреться, поискать новую вершину – пусть это будет «пик Коммунизма»! 
Но сейчас я все еще пока нахожусь на своем Эльбрусе. Тем более, что мне 
нужно сделать «постскриптумы» к фильму: смонтировать клип на очень 
хорошую песню. В нем мы расскажем подробнее истории второстепенных 
героев, чьи образы не раскрыты в фильме. Возможно, эта работа и послужит
 для меня «спуском на равнину с высоты».
Источник: 
Казань 24