Ригина Валиева могла бы сыграть на сцене или в кино легендарную татарскую царицу Сююмбеке. Трудно догадаться, что смуглая, черноволосая восточная красавица родилась в Сибири, близь озера Байкал. Впрочем, именно принадлежность юной певицы к татарскому народу сыграла роль при выборе города, где ей предстояло продолжить обучение искусству вокала. Ригина приехала в Казань. Сейчас молодая исполнительница оперных партий хорошо известна в столице Татарстана и за ее пределами. Она выступала перед детьми, людьми с ограниченными возможностями и даже заключенными в местах не столь отдаленных. А буквально через неделю Ригина представит на суд зрителей свое новое удивительное шоу.
- Ригина, расскажите, пожалуйста, о грандиозном концерте!
Ригина Валиева: 16 декабря в молодежном центре «Ак Барс» мы представили феерическое шоу, прозвучали оперные арии. Вышли на сцену и мои ученики. Было очень интересно! Зрители приезжали даже из других городов, например, с моей родной Иркутской области. Это так приятно!
- Я знаю, что вы записываете свой альбом. На какой стадии находится подготовка к выпуску?
- Альбом почти готов. В него вошли и классические композиции и ремиксы. Я жду выхода этого альбома, как родители ждут рождения ребенка: это чудо!
- Когда и как вы поняли, в чем ваше призвание и решили посвятить этому жизнь?
- Я поняла, что хочу быть певицей, когда заканчивала 11 классов. Я родилась в Иркутской области, в городе Ангарске, и на момент окончания школы у меня уже успела съездить за границу по культурному обмену. И поездка помогла мне определиться, чем же я хочу заниматься в жизни. Поскольку я хорошо училась и получила серебряную медаль, то ни у кого даже не было сомнений, что я пойду учиться в финансовый
институт. Других вариантов никто из моих близких даже не рассматривал! Но, побывав за границей, я поняла: оперное искусство – это моё! И мои родные поддержали меня, сказали, давай, пробуй! Я им очень благодарна за поддержку. И я приехала в Казань учиться классическому оперному пению. В Иркутске я окончила музыкальное училище, потом была стажировка за границей, но получать дальнейшее образование
нужно было в консерватории. Меня приглашали продолжить обучение в Испании, но родители были против. На семейном совете долго обсуждался вопрос: где же учиться дальше?
Выбор пал на Казань, потому что я – татарка. Мне интересен язык, культура, историческое наследие и, конечно же, сам город.
Я точно знаю, что мое призвание требует большого труда, одного желания петь мало. Приходится очень много работать, постоянно учиться.
- В чем вы видите свою миссию? Какую большую задачу ставите перед собой? - Я боюсь, если скажу, что хочу способствовать росту популярности оперы, высокого искусства, это прозвучит слишком громко. Хотя мне хотелось бы способствовать именно этому. И я делаю это: много тружусь, выступаю с концертами, всюду, куда меня зовут, преподаю детям. Но я не считаю, что вот у меня в руках флаг и я одна гордо несу искусство в массы. Нет! Я не согласна с тем, что оперное искусство сейчас не пользуется любовью публики, мне кажется, наоборот, начался подъем, спектакли и концерты оперных исполнителей проходят при полных залах. Я считаю, что просто занимаюсь любимым делом, которое приносит радость другим людям.
Я мечтаю петь в оперном театре, играть в спектаклях. К сожалению, в Казани непросто попасть в оперную труппу. Возможно, когда-нибудь моя мечта сбудется. Я считаю, если ты не получаешь того, чего хочешь, то нужно еще поработать над собой, подтянуться.
- Кто помогал вам на творческом пути?
- Я очень благодарна моим педагогам, мне очень помогла Галина Трофимовна Ластовка - профессор кафедры вокального искусства Казанской консерватории. Она поверила в меня. Было очень важно почувствовать эту веру, ведь я приехала в незнакомый мне город! Чувствуя такую моральную поддержку, ты просто расцветаешь и можешь добиваться все больших результатов.
- Когда вы были ребенком, родители помогали вам развивать ваши творческие способности?
- Да. С четырех лет я занималась вокалом, танцами. Мое детство пришлось на 90-ые годы, когда страна жила не так уж хорошо, и выбрать творческую профессию было непросто. А я с 11-12 лет неоднократно выезжала за границу! Я пела во многих странах, в том числе и в католических соборах, и видела, с каким трепетом люди воспринимают мое искусство. И я вкладывала в пение всю душу и сердце. Прилетая в Россию, я ревела в аэропортах, настолько велика была разница между уровнем жизни нашей страны и европейскими странами. Мне кажется, сейчас эти различия как-то сглаживаются. Мои родители без проблем отпускали меня, школьницу, за границу.
Мой папа очень хорошо поет. Родители мои родом из Башкирии. Отца приглашали в ансамбль народных песен и плясок. Но он был в семье среди детей единственный сын, мужчина, кормилец, и родители запретили ему. И папа стал инженером, построил успешную карьеру, и он с большой теплотой отнесся к моему выбору профессии.
- Был ли в вашей жизни период, когда вы занимались не своим делом?
- Да, я мыла полы. Это было в то время, когда я только приехала в Казань. Я отнеслась к этому занятию, как к чему-то должному, нормальному для того периода моей жизни, когда нужно было закладывать фундамент на будущее. Возможно, именно это занятие помогло мне осознать важность благотворительности, благотворительных концертов. Сейчас мне приходится сталкиваться с тем, что молодые люди готовы трудиться только ради награды. Мне кажется неправильным такой подход. Я считаю, что сама жизнь сторицей вознаградит тебя за труд и сделанное добро.
- Расскажите подробнее о вашей благотворительной миссии?
- Бывает, что я выступаю перед главами государств, политиками и бизнесменами, а уже через пару дней пою перед заключенными! Я никогда не отказываюсь от таких концертов. Публика может быть разная, но ты несешь зрителям вечные ценности. Мой концерт в колонии длился полтора часа, и я видела, насколько этим людям необходимо мое искусство. При этом я знаю, что многие уважаемые артисты отказались от выступления, и меня отговаривали мои близкие. Но я почувствовала, что должна сделать это.
Например, перед концертом мне говорили, что ни в коем случае нельзя просить заключенных аплодировать, там это не принято. Но уже после третьей композиции эти люди хлопали мне! В финале я исполнила песню Александры Пахмутовой «Надежда» вместе со всем залом! И мне сказали, что это тоже было впервые. Когда после концерта заключенные мне дарили свои поделки, мне казалось это сродни подношениям в храмы и мечети. Такие чувства и эмоции публики дороже любых денег и наград!
- В каких еще сферах деятельности вам хотелось бы применить свои таланты и способности?
- Я, вообще, готова постоянно пробовать свои силы в разных направлениях. Иногда люди искусства говорят о том, что не нужно размениваться, проще говоря, если поешь, пой себе дальше. А во мне, например, есть, и организаторская жилка и мне нравится ее реализовать. Об этом мне его говорила мой художественный руководитель в консерватории. Мне было нетрудно организовать какое-либо мероприятие для моей группы.
Если меня пригласят работать на телевидение или, например, сыграть в кино, я с удовольствием соглашусь. Такой уж я человек, откликаюсь на всевозможные предложения! Иногда интуиция подсказывает мне, не нужно соглашаться на тот или иной проект, но я все равно не отказываюсь. Как правило, обстоятельства складываются так, что несимпатичное мне предложение, по независящим от меня обстоятельствам, теряет силу. Видимо, это судьба!
- У вас есть ученики. Расскажите, как вы передаете опыт подрастающему поколению, помогаете раскрыть таланты?
- Если честно, преподаю я уже очень давно. Еще когда я училась в музыкальной школе, то меня просили позаниматься с малышами. Мне это было совсем не трудно. С маленькими детьми, вообще, очень легко работать. Им достаточно один раз показать вместо того, что объяснять
витиеватую музыкальную терминологию. Музыка – это та же математика, все выстроено законами, правилами и формулами. Сейчас я преподаю вокал в музыкальном училище, музыкальной школе. Иногда занимаюсь и с взрослыми учениками.
- Когда у вас будут дети, как вы будете помогать им понять свое призвание, понять, в чем они талантливы?
- Я буду учить их музыке и вокалу, а профессию и призвание они выберут сами. Я не буду требовать, чтобы они пошли по моим стопам. Это должен быть самостоятельный выбор.
- Какое из своих достижений вы считаете самым главным?
- Мое самое главное достижение то, что я творю, пою. Мне не нужно в течение часа настраиваться перед концертом, а перед этим целый день ни есть, ни спать. У меня же день наполнен множеством разных дел. И мне кажется, все дела направлены на благо людям.
- Достижений без промахов не бывает. Можете ли вы припомнить ошибку, которая помогла вам сделать серьезные выводы и многому научила? - Я стараюсь спокойно относиться к ошибкам. Не заливать свое горе слезами, во всяком случае. Хотя случалось многое. В творческих, театральных кругах неприятные ситуации случаются часто, но я пытаюсь не реагировать слишком болезненно. Скажу честно, получается это не всегда.
- Сформулируйте, пожалуйста, ваше жизненное кредо?
- Недавно мне одна из моих учениц, девочка 12 лет, принесла сборник афоризмов известных людей. Она прочла мне то, что понравилось ей: «Жизнь без цели – это время, потраченное зря!» Представляете, какие взгляды у 12-летнего ребенка! А мне нравится высказывание 17 века: если педагог сам не выходил на сцену, это плохой педагог! Могу сказать, что такие высказывания сопровождают меня постоянно, формулировка меняется год от года. Главное, не сидеть и не ждать погоды у моря, жизнь постоянно предоставляет возможности, нужно суметь ими воспользоваться!
- Что вдохновляет вас в вашей деятельности?
- Представляете, несколько девушек написали мне в отзывах. После моего концерта они узнали, что находятся в «интересном положении»! При этом никогда раньше на опере они не бывали! Такой был случай. Я чувствую на каждом концерте, как волна энергии из зала захватывает меня. Мне часто говорят на благотворительных концертах: «Вы – для нас праздник!» Все это меня вдохновляет!